По мере того как дети растут, они учатся выговаривать сначала
определенные слова, потом словосочетания и длинные предложения. Как определить, нет ли нарушений в развитии речи малыша, и правильно ли он разговаривает? Может необходимо посетить логопеда?
НАДО!
Ребенка стоит показать логопеду в 1 год, в 3 года, 5 и 7 лет.
Почему?
Первая встреча с логопедом в конце первого года жизни ребенка обязательна. В первую очередь специалист обратит внимание на то, как у малыша развито понимание речи окружающих.
Ребенок к одному году, как правило: понимает названия любимых игрушек, частей тела, лица, понимает названия действий и может выполнить простые инструкции взрослых («Помаши ручкой», «Дай мячик», «Пожалей мишку» и др.). Ребенок понимает слово «нельзя»; любит, когда с ним играют, когда хвалят его, активно общается с близкими. В самостоятельной речи малыша появляются отдельные слова («папа», «мама», «баба», «ам» и др.), звукоподражания («мау», «би-би» и т.п.).
На консультации логопед подскажет родителям, как общаться с ребенком, чтобы его словарный запас пополнялся. Научит простым играм для развития моторики пальцев рук и всего тела, восприятия и понимания малыша.
Следующий визит к логопеду можно нанести ближе к трем годам, когда у ребенка формируется фразовая речь.
В возрасте трех лет словарный запас ребенка может насчитывать до 1000 слов. Преимущественно, это слова обозначающие названия предметов. Меньше – глаголов, прилагательных. Ребенок называет четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый), величину предметов (большой, маленький), форму (круг, квадрат, треугольник). Примерно с двух лет в речи ребенка происходят важные изменения – он постепенно овладевает грамматическими формами родного языка. Ориентировочно к 2,5 годам в самостоятельной речи малыша возникают существительные в винительном, предложном, дательном падежах.
К трем годам ребенок постепенно усваивает следующие грамматические средства языка:
- некоторые окончания множественного числа существительных;
- изменение глаголов по лицам, числам, по времени и родам;
- используют предлоги и др.
В этом возрасте у ребенка уже сформирован фонематический слух – способность воспринимать и различать звуки родного языка. Благодаря этому, ребенок может различать на слух близкие по звучанию слова: крот – рот, кошка – кашка, мишка – шишка и т.п. Следующий важный возраст для посещения логопеда – от четырех до пяти лет. На этом этапе совершенствуется произносительная сторона речи ребенка: формируется произношение звуков Ш, Ж, Щ, Ч, Ц, появляются «трудные» звуки Л и Р. Если звуки не сформированы, то сделать это нужно прямо сейчас! С 4 лет дети с удовольствием занимаются коррекцией звукопроизношения и делают это куда более успешно, чем шестилетки! В этом возрасте активно развивается монологическая речь: ребенок учится рассказывать истории с опорой на сюжетные картинки, пересказывает любимые сказки, сам начинает сочинять истории. Как видите, на любом этапе развития дошкольника может потребоваться помощь логопеда, а стало быть, не теряйте времени даром, приходите на консультацию к специалисту и активно участвуйте в работе по развитию речи вашего ребенка. РЕЧЕВЫЕ НОРМЫ Возраст ребенка 1-2 года 2-3 года 3-4 года 5 лет Звуки А, О, Э, П, Б, М И, Й, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, К С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч Л, Р ПЕРИОД ОТ РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА ДО ПЯТИ ЛЕТ ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ! Естественно, что маленький ребенок не может произносить правильно все звуки речи, так как мышцы языка не окрепли в достаточной степени. Искаженное произношение у детей до трех лет считается естественным явлением и носит название: ВОЗРАСТНОЕ КОСНОЯЗЫЧИЕ или ДИСЛАЛИЯ (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата). Нарушения произношения звуков после пяти лет, рассматривают как ДЕФЕКТЫ РЕЧИ, требующие логопедической помощи. Важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть такие особенности в произношении, которые не пройдут со временем. Не все дети в состоянии самостоятельно освоить произношение отдельных звуков, а взрослые не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают тому значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся, упускают драгоценное время. О том, что надежда далеко не всегда оправдывается, свидетельствуют многочисленные дефекты речи у взрослых людей. ПОЧЕМУ ВАЖНО ВОВРЕМЯ НАУЧИТЬСЯ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ ВСЕ ЗВУКИ От четкой дикции зависит полноценное общение со сверстниками, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие в усвоение школьной программы. Трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, становясь молчаливыми, застенчивыми, необщительными. А главное – ДЕФЕКТЫ РЕЧИ создадут трудности в достижении многих жизненных целей в выборе профессии, в развитии карьеры, в личной жизни. Причем, нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как настоящее несчастье. Многие обращаются к логопеду, сетуя на то, что родители вовремя не предприняли необходимых мер. А как много усилий и времени приходится тратить взрослому человеку, чтобы исправить то, что ребенку дается легко. ГЛАВНАЯ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕЧИ РЕБЕНКА ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ ТОЛЬКО ОТ ВАШЕЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ, ЧУТКОСТИ, УМЕНИЯ ВОВРЕМЯ ЗАМЕТИТЬ КАКИЕ-ЛИБО ПРОБЛЕМЫ, ОТ ЖЕЛАНИЯ РАЗВИВАТЬ И СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ ЗАВИСИТ, БУДУТ ЛИ У РЕБЕНКА ТРУДНОСТИ С РЕЧЬЮ. СЛУШАТЬ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ «Плохо говорит…», «Не произносит шипящие звуки…», «Во рту будто каша», «Пропускает звуки, слоги», «Заменяет многие звуки речи другими» - типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало общего. Однако причина у них одна, и носит она фонематический характер. Фонематическое восприятие – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза – коса», «дом – том», «бочка – почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине. Уже к трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки – назовет ее «речевой слух» - не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: ее нужно целенаправленно развивать. Развитый «речевой слух» позволяет: - правильно произносить звуки; - четко произносить слова; - владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь); - овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка; - успешно освоить письмо и чтение. ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА: Первый год жизни – уже не третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяцы начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяцы малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова. На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует. Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением. На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза. На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо. Если у вас возникли опасения по поводу того, что фонетическое восприятие у малыша недостаточно сформировано, то первым шагом следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия.